Талреп судовой ОСТ 5.2314-79
Судовые талрепы — это специальные технические приспособления, выполненные из углеродистой и маломагнитных сталей, предназначены для регулировки степени натяжения цепей, тросов, распорок. Талрепы позволяют усилить или ослабить это натяжение.
Талреп, как правило, состоит из пары винтов, которые снабжены противоположной резьбой, с крюками, вилками или кольцами на внешних концах. В корпус с металлическими втулками на концах вкручиваются винты. При вращении корпуса происходит раздвижение или сдвижение винтов.
Регулировать натяжение талрепов можно двумя способами:
- путем выкручивания из муфты;
- путем вкручивания.
Состоит талреп из:
- муфты с 2 резьбовыми отверстиями;
- двух винтов, которые вкручиваются в отверстия муфты. Резьба винтов разнонаправленная;
- также на концах винтов бывает вилка, крюк либо кольцо. К этому кольцу прикрепляют трос.
Для талрепов, изготавливаемых из углеродистых сталей должна применяться сталь полуспокойной и спокойной плавки, материалы свариваемых деталей из углеродистых сталей должны содержать не более 22% углерода. Поковки для деталей талрепов должны подвергаться нормализации. Резьба должна быть без вмятин, рисок и сорванных ниток. Детали талрепов должны иметь защитные покрытия, вид и толщина покрытия - по ОСТ5.9048-71 (или по документации заказчика). Все трущиеся поверхности деталей должны быть покрыты графитовой смазкой по ГОСТ 3333-55. Не допускается наличие свободных витков резьбы у муфт нагруженного талрепа. Средний срок службы 15 лет. Согласно ОСТ5.2314-79 (аналог ГОСТ 9690-71) талрепы должны иметь для фиксации положения вилок (ушек, гаков)
Для проверки соответствия талрепов требованиям стандарта предприятие-изготовитель проводит приемо-сдаточные и периодические испытания. Для приемо-сдаточных испытаний талрепы предъявляются партиями или поштучно. Партия должна состоять из талрепов одного типоразмера, одинаковые детали которых изготовлены из материала по одному сертификату. На приемо-сдаточные испытания должны предоставляться талрепы, детали и сборочные единицы которых прошли операционный контроль на соответствие требованиям.
На муфте каждого талрепа должна быть нанесены маркировка, содержащая:
- товарный знак предприятия-изготовителя
- допускаемую нагрузку, кН
- литеры - «М» для талрепов из маломагнитных сталей
- месяц и год испытания
- заводской номер талрепа
- обозначение
- клеймо Регистра или клеймо предприятия
В зависимости от исполнения или модификации эти современные крепежные элементы можно поделить на талрепы следующего типа:
- вилка-вилка (открытая штампованная муфта, открытая сварная муфта, закрытая сварная муфта)
- вилка-ухо (открытая штампованная муфта, открытая сварная муфта)
- ухо-ухо (открытая штампованная муфта, открытая сварная муфта)
- гак-гак (открытая штампованная муфта)
- вилка-гак (открытая штампованная муфта, закрытая сварная муфта)
- ухо-гак (открытая штампованная муфта)
Рассчитан талреп исключительно на осевое или линейное регулирование.
Типоразмеры талрепов
1. Тип ОШ – талреп с открытой штампованной муфтой, изготавливаются из углеродистых и маломагнитных сталей в шести исполнениях:
- ВВ – с двумя вилками (допустимая нагрузка до от 1 до 25 кН)
- ВУ - с вилкой и ушком (допустимая нагрузка до от 1 до 25 кН)
- УУ – с двумя ушками (допустимая нагрузка до от 1 до 25 кН)
- ГГ – с двумя гаками (допустимая нагрузка до от 1 до 12 кН)
- ВГ – с вилкой и гаком (допустимая нагрузка до от 1 до 12 кН)
- ГУ – с гаком и ушком (допустимая нагрузка до от 1 до 12 кН)
2. Тип ОС – талреп с открытой сварной муфтой, изготавливаются из углеродистых и маломагнитных сталей в трех исполнениях:
- ВВ – с двумя вилками (допустимая нагрузка до от 20 до 200 кН)
- ВУ - с вилкой и ушком (допустимая нагрузка до от 20 до 200 кН)
- УУ – с двумя ушками (допустимая нагрузка до от 20 до 200 кН)
3. Тип ЗС – талреп с закрытой сварной муфтой, изготавливаются из углеродистых и маломагнитных сталей в двух исполнениях:
- ВГ – с вилкой и гаком (допустимая нагрузка до от 1 до 16 кН)
- ВВ – с двумя вилками (допустимая нагрузка до от 1 до 16 кН)
Изначально судовой талреп использовался на кораблях парусного флота для выбора слабины такелажа. Сейчас же он широко применяется для стягивания крепежных тросов во время погрузки, крепления груза. Незаменимо данное устройство и при установке матч крепления, растяжек, натяжении троса. Помимо этого талреп используется в строительных и монтажных работах.
Стяжные талрепы применяют в качестве крепежного устройства при транспортировке груза. Если груз имеет большую массу, для анкерного крепления используют талреп с цепью. При натягивании он дает небольшое удлинение. Его конструкция отличается большей надежностью. Часто такое приспособление применяют для установки антенн, матч, их закрепления. В данном случае талреп позволяет выбрать слабину, которая присуща стальным кабелям и струнам.